СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ КИМ


По материалам сайта газеты "Крестовский мост".

(версия для печати здесь)

Почему бесы оказались в свиньях?

Протоиерей Николай Ким отвечает на вопросы читателя.

Для чего Христос позволил бесам, изгнанным из Гадаринского бесноватого, войти именно в свиней? Значит ли это, что бесы потонули в море вместе со свиньями, которые кинулись с крутизны в воду?
Владимир Петрович

Отвечает сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Ким:

— Если внимательно читать отрывки Евангелий с изложением этого эпизода, то можно найти указания на то, что же стало с этими бесами, которые вошли в стадо. Сначала они просили Христа «не мучь нас», потом просили, чтобы Господь не повелел им идти в бездну (Лк.8:31), а далее просили, чтобы позволил им войти в стадо свиней. То есть человек без Бога в своём внутреннем состоянии похож на животное, на свинью. Даже на целое стадо — столько в нём животных страстей. Господь «позволил им». То есть не отправил их сразу в бездну, но разрешил войти в стадо, которое утонуло. Видимо, это разные состояния для бесов — бездна и утонувшие свиньи. Очевидно, что бездна — гораздо хуже, если бесы так боялись именно её. Она означает их вечное мучение и гибель, которые должны наступить для всех тёмных сил в конце этого мира после Страшного Суда. Что стало с бесами, когда свиньи утонули в море, нам Евангелие не говорит, видимо, подобное знание не полезно для нашей души.
Но главный смысл отрывка — не в судьбе бесов, а в исцелении человека, отношении людей к Богу и любви Божией к людям. Очевидно, что человек не может сам справиться с бесами, необходима Божия помощь. Приходит Господь — и все радикально меняется. Человек становится человеком, разумным носителем образа Божия.
Интересна реакция его сограждан. Они «нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись» (Лк.8:35). Поразительны последние три слова — ужаснулись, увидев человека в здравом уме. На мой взгляд, это точная характеристика толпы не только во времена Иисуса, но и в наше безумное время. Человек в здравом уме, сидящий у ног Спасителя, т.е. верующий, необычен для общества, которому привычнее и ближе безумец. Дальше — больше: люди просят Христа «удалиться от них». Толпе оказался не нужен Бог. И Господь покидает их пределы, не навязывает Себя, Своё Слово спасения. Но не оставляет их полностью — исцелённый послан Богом на проповедь и «он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк.8:39). То есть любовь Божия к людям превозмогает нашу глупость и порочность. Даже отвергший Христа город не остаётся без благой, спасительной вести. Применительно к нашему времени — общество забыло Бога, но Бог не забыл людей.

Татьяна ЩЕРБАКОВА