СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ КИМ


 

История Православных церквей в Венгрии

 

Лекция проф. Ласло Шарвари, 28 октября 2003 г.

 

Историю русского Православия в Венгрии можно разбить на 4 отдельных периода:

  1. 18 век. Токайксая миссия. Закрыта в 1798 году.

  2. 1803-1926 Уремский храм.

  3. Время между двумя мировыми войнами. Приход в Будапеште от Синода.

  4. С 1946 года до настоящего времени. Приходы Московской Патриархии.

Преемственная связь между этими периодами не наблюдается.

 

В 18 веке в Токае была русская духовная миссия. Об ее истории есть книга, выпущенная в 1963 году.

До 1790 года была русская часовня. Потом на этом месте греки построили православный храм, очевидно с согласия русских. Греки и русские жили одной православной колонией. Об этом говорит тот факт, что греческий храм построен на земле, принадлежавшей русским, на месте русской часовни. От этой русской часовни остались 2 иконы Спасителя и Богородицы, которые потом перешли в греческий храм, а после войны попали в храм в Ниредьхазе, где они до сих пор. Кроме них, в Токае никаких икон с тех пор не осталось.

Вели заметную мессионерскую деятельность. Было сильное влияние Киевской Духовной Академии на окрестное население через Токайскую миссию. Русские поселенцы учили греческий язык. Были даже опасения властей, что местное население перейдет в Православие.

Выдающаяся личность – отец Григорий Сковорода, диакон (1722-1794). Осталось в истории имя священника отца Иринея Фалковского (умер в 1770). В расцвет миссии там находилось до 40 русских и около 200 греков. Многие известные в Венгрии греческие фамилии именно оттуда. Торговали вином, говядиной, кожей, текстилем. Миссия закрылась в 1798 году по причине недружелюбной политики по отношению к православным при правлении Марии Терезии. Чтобы стать гражданином Австро-Венгрии надо было перейти в католичество. Часть греков перешли в Унию, часть уехали. Русские покинули Токай. Миссия была закрыта в 1798 году. От нее сохранились только 2 иконы. Храм был открыт и свободен для разграбления. Немногие богослужебные книги пропали или разошлись по другим православным храмам.

В 1803 году начались регулярные богослужения в Иреме. История Иремской миссии стоит отдельно от истории других православных приходов и епархий в Венгрии. Она не была вызвана этническими причинами, у нее не было значительного числа прихожан. В этом смысле возникновение Иремской миссии можно считать в некотором роде исторической случайностью, а не закономерностью, в отличие от румынских, сербских, греческих приходов. В 1926 году умер последний настоятель Иремского храма отефан Колумбов. С тех пор регулярные богослужения там прекратились.

В 30-х годах был русский приход, настоятель оергий Мусин-Пушкин, увезен в СССР после войны. О.Стефан и оергий принадлежали к РПЦЗ. Русский приход в Будапеште располагался по адресу улив, 4 или 6, 6-й район. Около 40-го года в газете Будапешти хирлап была статья об этом приходе.

1930 г. Известно о приходе своанна Златоуста в Будапеште. Приход, очевидно, был венгерско-русским. Священник – онош Руснак, бывший офицер полиции. Располагался по адресу улохань 30-32, 7 район, там была устроена домовая церковь. О.Янош иногда служил в Иреме или в болгарском храме.

Еще известен приход в Сегеде, отца Милан Дакича, который был из запрещенных сербских священников.

Оба эти прихода активно поддерживались венгерским государством, которое желало взрастить национальное венгерское православие.

Известен приход в Сентеше. Этот приход прославился тем, что избрал женатого римо-католического священника Немет Иштвана в епископы. Будайский епископ не признал это избрание. Каким-то образом он добился рукоположения у сиро-яковитов, но в Венгрии не было ни одного прихожанина из сиро-яковитов для него.

При Гитлере в состав Венгрии вошли большие области Карпат. Оттуда, а также из областей Трансильвании, многих православных принудили вступить в Венгерское благочиние (это было до 1946 года). В этот момент в благочиние и вошли люди сомнительной репутации и просто авантюристы. В числе их был и Янош Варью, бывший студент католической семинарии. Его посвящал Ниредьварошский епископ.

Когда умер онош Руснак, именно Варью Янош стал настоятелем прихода в Будапеште. В 1946 году он поехал в Москву, и тогда уже он подписывал письма как наместник Московского Патриарха. Он получил здание на площади Алмаши, бывший склад, и переоборудовал его под храм. Соорудил небольшую колокольню.

В это время в храме на плетефи служили греческие архимандриты. Последний из них уехал в 1946 году. Храм был сильно поврежден во время боев. Были 2 старосты Социлари и Янычари, из греческих купцов. Они предложили Варью, что если тот найдет средства на восстановление храма, они пустят его с приходом в собор. Варью добился, что восстановление храма было включено в первую трехлетку. Старосты собора пустили оарью с приходом Иоанна Златоуста в свой храм. В соборе стало 2 прихода. Но у греческого прихода не было священника. Янош Варью и второй священник его прихода Берки Зухард (брат оериза) служили для обоих приходов.

В то время началось политическое противостояние СССР и СФРЮ. Многие русские переехали из Югославии в Венгрию. Среди них были священники оихаил Толмачев, родители которого эмигрировали из России, а он сам родился и учился в Белграде, и о.Александр Беликов. О.Михаил получил храм на пллмаши, который покинул Варью с приходом. Там он основал приход русских, принадлежащий Московской Патриархии. Сам оихаил был рукоположен в Сербии синодальным епископом.

О.Александр основал приход в Дебрецене, там была домовая церковь. Он просуществовал 10 лет, потом большая часть его прихожан вернулись в СССР.

В это время государство стало возвращать приходы из венгерского благочиния национальным церквам. Так, в румынскую церковь вернулись около 20 приходов. В благочинии оставались только венгерские приходы.

После переговоров Иоанна Кополовича в 1949г. все венгерские приходы перешли в Московскую Патриархию.

В 51 году государство передало русскому приходу на пллмаши новое помещение на ул.Лендваи. В этом доме раньше жил армянский адвокат Хаванешьян Эгия, родители которого были из Турции. Он был член армянской апостольской церкви и у него в доме была оборудована часовня (на месте где сейчас зал). О.Михаил Толмачев знал об этой часовне. Хаванешьян был сильно прогермански настроен, он умер в 1946 году, остался его сын, писатель. Русский приход переехал на улендваи, современный иконостас, очевидно, с пл.Алмаши. Пока длился переезд, оихаил и русский приход молились в соборе на пл.Петефи.

Янош Варью был известный авантюрист, прославился тем, что заработал немало во время войны, продавая евреям крестильные листы. В 50-х годах отстранен от служения, в 56-м уехал в Вену.

В 55-м, очевидно стараниями Кополовича, два прихода на плетефи соединяются. Государство пожелало смены руководства. В министерстве по делам церквей служил Фериз Берки. Еще в 41-м был православный богословский факультет, директором которого он был. Его направили на руководство собором. Летом 56-го (еще до восстания) его рукоположили в Москве и он стал настоятелем собора.

 

Данные переписи населения, опубликованные в 2001 году:

Всего в Венгрии                   15308 православных из них:

Русских и украинцев            3502

Сербов                                   1914

Болгар                                      508

Румын                                    5598

Греков                                   2473

Других(в т.ч. венгров)         1303

 

Греко-католиков 268000 (110000 русин) у которых 180 приходов.